Комплекс маскулинности у женщин глазами
мужчин и женщин. ( по работе Карен Хорни).
Вся
наша цивилизация согласно Георгу Зиммелю есть
маскулинная цивилизация: государство, закон, мораль,
религия, наука являются творениями мужчин. Такие
понятия как искусство, патриотизм, социальные идеи
рассматриваются как абсолютные и объективные.
Следовательно, в истории нашей расы объективный -это
мужской. Одним из косвенных доказательств является то,
что во многих языках понятия 'человеческое существо' и
'мужчина' обозначаются одним словом. В самых разных
областях деятельности низкие достижения презрительно
называют 'женскими', а выдающиеся достижения именуют
'мужскими'. Что касается психологии, то до недавнего
времени она рассматривалась только сточки зрения мужчин.
Психоанализ -творчество мужского гения и почти все , кто
развивал его идеи были мужчинами. Если мы попытаемся
освободить наш разум от мужского способа мышления, то
чуть ли не все проблемы женской психологии предстанут в
новом свете. В основу аналитической концепции всегда или
почти всегда ставится различие между полами в строении
гениталий и при этом забывают о различной роли мужчин и
женщин с точки зрения репродуктивной функции. По мнению
Ференци настоящее побуждение к половому акту, его
первичное значение для обоих полов состоит в стремлении
вернуться в утробу матери ( с помощью своего полового
органа мужчина стремится вернуться в матку). Женщина же
реализует это стремление с помощью рождения ребенка. С
точки зрения социальной борьбы материнство можно
рассматривать как помеху, но с биологической точки
зрения, в материнстве или способности к материнству
женщина имеет неоспоримое физиологическое преимущество,
которое особенно четко проявляется в бессознательном
мужской психики, в сильнейшей зависти мальчика к
материнству. Длительный психоанализ мужчин проведенный
К. Хорни показал, что у мужчин существует сильнейшая
зависть к беременности, материнству, деторождению,
женской груди, вскармливанию грудью. Зависть мужчин
имеет гораздо больше возможностей для сублимации, чем
зависть женщин и именно она является основной,
если не главной, движущей силой в формировании
культурных ценностей. Что касается женщин то зависть
женщин меньше и ее нельзя успешно преодолеть каким-то
другим способом. Экспериментальный материал, относящийся
к комплексу маскулинности у женщин, получен
из двух источников:
1.Непосредственные наблюдения за детьми, в которых
субъективный фактор играет не большую роль;
2.Аналитический материал, продуцируемый взрослыми
женщинами( отвергание собственной женской роли и
функции, бессознательные мотивы быть мужчиной).
Также
существуют различия в последствиях эдипова комплекса для
мужчин и женщин: мальчики отказываются от матери как
сексуального партнера из-за страха кастрации, но мужская
роль впоследствии усиливается и защищается. Девочки не
только отказываются от отца как сексуального объекта, но
и от женской роли как таковой. Функция мужественности
позволяет девочки избежать женской роли. Попытка
отклониться от собственной линии и принятие мужской роли
ведет к чувству неполноценности, так как девочка
начинает подходить к себе с чуждыми, ее особой
биологической природе, требованиями и ценностями,
удовлетворить которые она не может, ощущая себя
беспомощной. Желание быть мужчиной является удобной
формой рационализации бессознательных мотивов:
1.девочке с
рождения непременно внушают мысль о ее неполноценности,
и это опыт стимулирует в ней комплекс маскулинности ;
2.чисто
мужской характер нашей цивилизации приводит к тому, что
женщине трудно достичь сублимации, так как все обычные
профессии рассчитаны на мужчин, это приводит к усилению
чувства неполноценности у женщин из-за невозможности
достичь тех же результатов, что и мужчины;
3.наблюдается более сильное вытеснение женских желаний у
мужчин и более легкая их сублимация.
Боброва Оксана, факультет психологии НГУ, 2001
год.