Тест   Новинки   Пособия  Читальный зал  

 

Карта сайта

Об авторе
Издателю

 Фройд

Словарь 

психоаналитических

терминов

Последователи

Россия

Спрошу  аналитика  

(В гостях у Куттера)

Конгрессы 
ПАРИШ

Зависть к пенису

Завистью к пенису называют чувства недовольства своими гениталиями, чувства, обнаруживаемые у девочек, и связанные с агрессивным желанием присвоить себе (или идентифицироваться с) генитальный аппарат мужчин. Это идёт рука об руку с переоценкой мужских гениталий, которым приписывают особые силы и способности.

Зависть к пенису, уничтожающая комплекс кастрации,  появляется у всех женщин,  и по мнению Фройда занимает центральное место в женской психологии. С представлением об огромном значении и всемогуществе пениса связана и вера в обладание пенисом при рождении всеми людьми, даже девочками. Наличие анатомических половых различий маленькая девочка объясняет фантазиями о том, что её собственный пенис был потерян из-за невнимательности или злобы родителей, чаще всего матери, или она (девочка) была лишена его в качестве наказания за недозволенное сексуальное поведение (мастурбацию). Зависть к пенису в психоанализе описывается и у маленьких мальчиков по отношению к взрослым мужчинам.  Тенденция Зигмунда Фройда в определённой степени негативно оценивать женскую психологию как реакцию на открытие девочкой отсутствия у себя пениса, была названа Эрнстом Джонсом «фаллоцентрической установкой». Сам же Джонс рассматривал зависть к пенису как защиту девочек от страха иметь близкие отношения с отцом, страха, наступающего в фаллической фазе. Зависть к пенису соответствует комплексу соска (зависти к груди) мужчин, который является эквивалентом страха кастрации у мальчиков и мужчин (часто выражающимся в форме страха обладания чрезмерно маленьким пенисом).

Приравнивание груди и пениса в бессознательной сфере связано с бессознательной фантазией о существовании фаллической женщины. Отсутствие у женщины пениса, которое замечает ребёнок, вызывает у него страх кастрации, от которого ребёнок защищается тем, что в своём воображении наделяет женщину фаллосом. Зависть к пенису и груди, страх кастрации играют особенно большую роль в возникновении перверзий.

Обнаружение анатомических половых различий, которое вызывает у девочек чувство несовершенства или ущербности в генитальной области, в ходе эдипального развития превращается в желание обладать пенисом, желании, играющем важную роль в половом акте, а также в желании иметь ребёнка и находить удовлетворение в родах, всё это сопровождается приравниванием пениса ребёнка.

Зависть к пенису играет также большую роль в развитии женственности, так как она задействована в допускаемом Фройдом смещении доминирующей эрогенной зоны с клитора на вагину, а также в смене объекта, когда преэдипальная младенческая зависимость от матери замещается эдипальной любовью к отцу (или к мужчине, после разрешения эдиповского конфликта).

Описанная Фройдом зависть к пенису подверглась мощной критике, и особенно со стороны культурной школы психоанализа, например, Карен Хорни, обратившей внимание на то, что зависть к пенису является культуральным феноменом. В шестидесятых годах произошла отчётливая ревизия представлений о вагинальном оргазме, так что даже Хелене Дойч изменила своё мнение (1960 г.). Под впечатлением от работ Masters & Johnson, а также Mary Sherfey психоаналитические теории женской сексуальности по-видимому начали изменяться, трудно было продолжать придерживаться гипотезы о врождённой бисексуальности, о чётком разделении мужского и женского сексуального поведения, а также базирующейся на этом концепции оргазма, в котором постепенно происходит смещение с клитора на вагину. В последние годы среди психоаналитиков широко распространилось мнение, что проблема вагинального или клиторального оргазма на самом деле является психологической, а не физиологической. В этом смысле смещение доминирующей зоны оргазма с клитора на вагину можно рассматривать в качестве психологического процесса созревания женщины: от мастурбаторного удовлетворения к получению удовлетворения в контакте с сексуальным партнёром-мужчиной. Без сомнения мы не можем более придерживаться взглядов Фройда, что психоанализ не может пойти дальше обнаружения мужской пассивности и зависти к пенису. Даже кляйнианская психоаналитическая теория перестала рассматривать зависть к пенису как первичный феномен, видя в нём скорее вторичную психическую структуру, служащую для того, чтобы защититься от более архаичных и более примитивных желаний.

 

Copyright © 2003 Harald Leupold-Löwenthal, Николаев Виктор И. и Людмила Ф. Бугаёва. All rights reserved.

Hosted by uCoz